?

Log in

No account? Create an account
Официальный журнал Свободного Кабинета [entries|archive|friends|userinfo]
Официальный журнал Свободного Кабинета

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Неформальное описание цикла работы СК [Nov. 30th, 2006|12:38 am]
Официальный журнал Свободного Кабинета

sk_ru

[ailev]
Заседания СК проходят по вторникам с 19 часов в маленькой комнатке на третьем этаже клуба "Билигва". Собираются медленно, но где-то в 19:30 начинаются обсуждения по повестке дня, а расходятся иногда в одиннадцать, а иногда и заполночь. На заседании обычно присутствуют 8-12 человек, основной костяк составляют министры и парламентарии, но всегда есть постоянные любопытствующие и сочувствующие.

Повестка дня последних заседаний практически стабильна и состоит из трех блоков: рассмотрение позиций, вопросы реформаторского долгостроя, организационная рефлексия.

Значительную часть заседания (обычно не менее двух часов, часто и больше) занимает рассмотрение подготовленных с момента предыдущего заседания проектов позиций Свободного Кабинета. Каждая позиция представляет собой небольшой (2-5Кзнаков с пробелами) текст, содержащий предлагаемые Свободным Кабинетом идеи по разрешению проблемной ситуации, находящейся в данный момент в повестке дня. Этот текст, как правило, уже известен участникам заседания и главные возражения по этому тексту если еще не были опубликованы в виде комментов к постингу, так как минимум предварительно сформулированы. Автор позиции делает краткий доклад по сути позиции. Обычно находится парочка компьютеров, на которых можно ознакомиться с текстом (в Билингве есть WiFi, а у Премьера как минимум с собой ноутбук, который часто в таких случаях "идет по рукам").

Самый редкий случай, когда позиция единогласно принимается с первого раза. Обычно высказываются существенные возражения против предлагаемых автором позиции мер -- после чего одна позиция обсуждается до полутора часов. Не всегда решение находится прямо на заседании, иногда одна позиция модифицируется до трех раз, пока не будут сняты большинство возражений. То, что происходит с текстом (направления доработки, или факт принятия) фиксируется протоколом, в котором для принятой позиции указывается URL окончательного варианта текста. Фактически результирующий текст представляет собой изложенные сухим и техническим языком основные идеи (без развернутых обоснований, без сценирования последствий и т.д.) для небольшой реформы, которая могла бы решить конкретную небольшую проблему, являющуюся предметом позиции. Конечно, это полуфабрикат, применимость которого за пределами СК весьма ограничена: для внешних читателей текст позиции мог бы быть существенно переработан. Но некоторое время назад было принято решение, что переводить со специального языка на язык понятный людям -- это работа не самого СК, а журналистов, освещающих его работу. Пока этих журналистов нет, этой работы по "переводу на русский язык" не ведется в силу отсутствия ресурсов у участников. Всего утверждено 12 таких "полуфабрикатных" позиций, и еще полдюжины находятся в разработке.

После того, как тексты подготовленных новых или доработанных старых текстов позиций закончились (что обычно происходит где-то ближе к десяти вечера), примерно полчаса уходит на выбор тем из "Меморандума по темам, потенциально требующим реакции Свободного Кабинета". Этот меморандум, в котором затрагиваются пять потенциально актуальных тем, еженедельно готовит Дмитрий Бутрин (zt), советник Премьера по текущему моменту. Темы соответствуют тем вопросам, от обсуждения которых не может уклониться текущее Правительство, и которые на некоторое время потенциально попадают в число активно обсуждаемых в чиновных, экспертных и журналистских кругах. Договоренность такая, что министры должны выбрать из этих пяти актуальных тем одну самую важную, на которую и подготовить позицию. Обычно министры выбирают не одну, а две или даже три темы. Это означает, что позиции по таким темам будут подготовлены в срок от нескольких недель до месяца (часто позиция готовится министром не в течении недели, а дольше, затем она принимается не с первого, а например, с третьего раза -- что добавляет еще три недели). Темы, по которым позиции не готовятся, отклоняются обычно по следующим причинам: важность и актуальность проблемы не признается участниками обсуждения (так, какой-нибудь скандал -- это для СК не проблема); нет министра, ответственного за тематику (например, до сих пор в СК нет министра обороны), слишком много тем по профилю одного министерства, которое уже и так перегружено работой с позициями.

Поручения по разработке позиций фиксируются в протоколе, после чего объявляется технический перерыв (пункт с организационными вопросами в последнее время стал каким-то более-менее неформальным и фактически проходит в виде "отвлечений" от обсуждения позиций и в кулуарах). Этот перерыв длится обычно не более 5 минут.

После перерыва обычно обсуждаются вопросы "реформаторского долгостроя" или большие организационные вопросы. Такое обсуждение обычно предполагает докладчика, и в своих существенных чертах напоминает обсуждение позиции -- с той разницей, что вопрос прорабатывается много тщательней. Результаты обсуждения фиксируются протоколом (если обсуждалась какая-то развилка, то протокола с формулированием выбранной альтернативы оказывается достаточно, если обсуждались какие-то содержательные тезисы, то протоколом утверждается текст этих тезисов).

К этому моменту обычно уже время ближе к полуночи, и часть участников обсуждения начинает быстро разбегаться. Задается ритуальный вопрос "Есть ли у кого какие-то вопросы?", но вопросов к этому моменту, конечно, не остается (так проходит пункт повестки дня "пресс-кофе"). Тогда объявляются кулуары. Фактически, кулуары всегда превращаются в обсуждение вопроса "кому все это нужно" и "как нам обустроить Свободный Кабинет". Критика льется рекой, недостатка в предложениях о том, что нужно было бы сделать не ощущается. Ощущается полное отсутствие понимания, каким образом найти ресурсы времени для реализации всех высказываемых идей -- особенно, если каждый автор идеи пытается развернуть СК в интересную для него организационную сторону (удивительно, но по содержательным вопросам договориться, как правило, удается. По организационным вопросам договориться оказывается много труднее).

Средний счет одного заседания Свободного Кабинета -- 2200 рублей.

Домой удается прийти заполночь, утром начинается рабочий день, а вечером в среду Премьер оформляет и публикует протокол заседания. Всю неделю участники СК готовят тексты позиций и выполняют разные другие поручения, в воскресенье вечером или понедельник днем появляется очередной Меморандум о текущем моменте, после чего в понедельник вечером появляется повестка дня следующего заседания (к этому моменту уже становится понятна также кто будет докладывать, и что будет обсуждаться в части "реформаторского долгостроя").

Иногда министры созывают коллегию -- приглашают коллег-министров на специальные встречи по обсуждению отдельных вопросов (чаще всего -- основных направлений предлагаемых ими реформ). Такая коллегия представляет собой доклад и его обсуждение с фиксацией содержательных претензий. Результаты коллегии обычно не оформляются протоколами и учитываются министрами в их работе самостоятельно.

Затем наступает вечер очередного вторника, и все повторяется.

Тут нужно добавить, что каждое министерство на сегодняшний день состоит только из министра, и лишь иногда впридачу имеется еще товарищ министра. Действующих (т.е. готовящих письменные документы) министров на данный момент 7, но отнюдь не все из них готовят тексты каждую неделю. Более того, министры выполняют примерно 2/3 из поручений, а одна треть порученного остается невыполненной. Поэтому к масштабам деятельности СК нужно относиться весьма трезво, чтобы не появлялись необоснованные ожидания.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: mary_nice
2006-11-30 12:17 pm (UTC)
О, мерси! И читаемо и доступно, что очень важно для внешнего читателя, который тоже занят на работе. Но где же взять журналиста?
(Reply) (Thread)