Виктор Агроскин (vvagr) wrote in sk_ru,
Виктор Агроскин
vvagr
sk_ru

Позиция по "этнической преступности"

В связи с заявлением Свободного парламента об озабоченности российских избирателей межэтнической напряженностью, этнической преступностью и их социальными причинами, Свободный Кабинет отмечает следующее:

1. Свободный Кабинет считает важным механизмом восстановления правопорядка и доверия к деятельности правоохранительных органов оперативное и достоверное раскрытие информации о преступности, включая личную информацию о правонарушителях. Текущее состояние сбора и доступности информации по этим вопросам не позволяет сформировать заслуживающую доверия картину отмеченных Свободным парламентом аспектов преступности ни гражданам, ни органам власти, ни самим органам правоохраны.

2. Действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия "этничности". В связи с этим системы государственной регистрации населения не ведут учёта этнической принадлежности отдельных граждан. Официальная статистика правонарушений не может быть предоставлена в разрезе этнической принадлежности.

3. Указание или отказ от указания своей национальности осуществляются по выбору гражданина Российской Федерации. Лишение этого права не входит в состав наказаний за правонарушения, совершённые гражданином. Тем самым даже в отношении лиц, указавших свою национальность, государство не вправе раскрывать её без согласия гражданина. Поправки к этим нормам законодательства могут быть рассмотрены Свободным парламентом самостоятельно, в планах законотворческой работы Свободного Кабинета подготовки таких поправок нет.

4. Изменения законодательства о государственном учёте этнической прнадлежности или национальности граждан входит в компетенцию Свободного парламента. Соответствующие поправки к Конституции и федеральным законам могут быть рассмотрены Свободным парламентом самостоятельно, в планах законотворческой работы Свободного Кабинета подготовки таких поправок нет.

5. Свободный Кабинет считает необходимым достоверное и оперативное информирование граждан о личностях правонарушителей, включая информацию о фамилии, имени, отчестве, гражданстве и месте рождения, находящуюся в распоряжении правоохранительных органах. Преступники, вина которых доказана судом, не могут пользоваться правом на сохранение в тайне персональных данных. Соответствующие поправки в законодательство о персональных данных входят в планы законотворческой работы Свободного Кабинета.

5. Свободный Кабинет считает, что общественное восприятие проблемы этнической преступности связано с доступом граждан к достоверной и оперативной информации о личностях правонарушителей, включая информацию о фамилии, имени, отчестве, гражданстве и месте рождения, находящуюся в распоряжении правоохранительных органах. Если преступники, вина которых доказана судом, не будут пользоваться правом на сохранение в тайне персональных данных, у граждан будет возможность сформировать реальную картину преступности в месте их проживания, а политические силы, cпекулирующие на националистической фразеологии, лишатся преимуществ работы с неинформированной аудиторией.

Однако в экспертных кругах широко распространено мнение, что такое раскрытие информации препятствует реабилитации и социальной адаптации преступников, отбывших назначенное им наказание.В связи с наличием аргументов за и против такой позиции, Свободный Кабинет считает необходимым инициировать общественную дискуссию по этим вопросам (ссылки по теме1, 2). Если российское общество сочтёт, что реабилитация преступников и право граждан препятствовать распространению информации об их судимостях важнее общественного интереса к этим данным, объективная картина преступности может быть сформирована у граждан только с учётом этого ограничения (см. пункт 6 ниже).

6. Свободный Кабинет считает необходимым достоверное и оперативное формирование и раскрытие официальной обезличенной статистики правонарушений в разрезах гражданства и места рождения правонарушителей.

7. Свободный Кабинет выражает озабоченость тем, что, по мнению многих российских граждан, регулирование деятельности правоохранительных органов создаёт препятствия к расследованию преступлений, совершённых организованными преступными сообществами или отдельными преступниками. По мнению граждан, правоохранительным органам запрещено использовать оперативные сведения о национальной или этнической принадлежности правонарушителей и принимать их во внимания при осуществлениии мероприятий по правоохране или проведении следственных действий.

Свободный Кабинет считает необходимым использование всех имеющихся в распоряжении правоохранительных органов оперативных данных для защиты прав и свобод граждан. Правила оперативного сбора, учёта и использования информации о правонарушениях не могут ограничивать правоохранительные органы в части информации о национальности, этнической принадлежности, религиозных или политических убеждениях, сексуальной ориентации. Вместе с тем правоохранительные органы несут отвественность за нераспространение этой информации. Свободный Кабинет считает необходимым установить законом права граждан на ознакомление с относящимися к ним данными оперативного учёта, в случаях и в порядке, не ставящих под угрозу использование этих данных для охраны правопорядка, с правом граждан опротестовывать в суде отказ в таком ознакомлении.


7. Свободный Кабинет выражает озабоченость распространением мнения о том, что в настоящий момент государственное регулирование создаёт препятствия правоохранительным органам в расследованию преступлений, совершённых организованными преступными сообществами или отдельными преступниками. По мнению многих граждан, правоохранительным органам запрещено использовать оперативные сведения о национальной или этнической принадлежности правонарушителей и принимать их во внимания при осуществлениии мероприятий по правоохране или при проведении следственных действий. Критика регулирования деятельности правоохранительных органов с этих позиций используется, в том числе, недобросовестными политиками, разжигающими национальную рознь.

Свободный Кабинет считает необходимым публичное разъяснение НВРФ действующего регулирования в этой сфере и оценку руководством правоохранительных органов наличия или отсутствия реальных препятствий для эффективного предотвращения или расследования правонарушений.

Свободный Кабинет считает необходимым предоставить правоохранительным органам право использования всех имеющихся в их распоряжении оперативных данных для защиты прав и свобод граждан. Правила оперативного сбора, учёта и использования информации о правонарушениях не могут ограничивать правоохранительные органы в части информации о национальности, этнической принадлежности, религиозных или политических убеждениях, сексуальной ориентации и иной личной информации.

Вместе с тем Свободный Кабинет заявляет:

  • Собираемая правоохранительными органами оперативная информация может быть использована ими исключительно в целях предотвращения правонарушений или установления правонарушителей.

  • Никакая оперативная информация, собранная правоохранительными органами, не может быть использована для ограничения прав и свобод граждан иначе, чем через вступившее в законную силу решение суда.

  • Правоохранительные органы несут отвественность за нераспространение имеющейся в их распоряжении оперативной информации.

  • Необходимо установить законом право граждан на ознакомление с относящимися к ним данными оперативного учёта. Основанием для отказа в предоставлении гражданину этих данных может быть только угроза для раследования уголовного дела. Такой отказ может быть обжалован гражданином в суде. Ограничение права гражданина на доступ к оперативной информации о нём не может быть установлено на срок более 3-х лет с момента обращения за такой информацией.

  • Если при ознакомлении гражданина с предоставленной ему оперативной информацией правоохранительных органов выявлено несоответствие этих данных действительности, гражданин вправе требовать (в том числе через суд) удаления этой информации из оперативного учёта или (при технической невозможности гарантировать удаление) сопровождения данных пометкой о несоответствии действительности. Правоохранительные органы несут ответственность за дальнейшее использование или распространение такой информации.


8. Социальные причины напряжённых отношений между отдельными группами граждан населения Российской Федерации не находятся в компетенции Министерства правоохраны, если эти причины не состоят в совершении правонарушений, предотвращение или расследование которых входят в компетенцию Министерства.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments